Возрастные психологические
особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к
младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным
обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего
подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность
порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на
ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение
зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым
предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов
с взрослыми. При этом негативизм -первичная форма механизма отчуждения, она же
является началом поиска подростком собственной уникальности, познания
собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на
установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии
последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия
людей, нравственные ценности. Познание другого похожего на меня, дает
возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит
замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего
школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются
приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но
способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные
эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки
играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои
способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В
противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста
(рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и
т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.
Дорогие родители!
Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать.
Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти,
когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на
поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук".
Учитель скажет вам правду.
Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не
выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно
разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке
закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим
(будь то незнакомый человек или учитель в школе) - плохая черта. От нее лучше
избавиться уже в детстве.
Удачи!